Кто работает, тот достигает

В конце сентября студенты КФУ Арсений Поздышев и Нурислам Шайхутдинов приняли участие во Втором Студенческом БиоТурнире, который проходил в самом крупном биологическом центре России – наукоград Пущино. Стоит признать, что они выступили довольно успешно, заняв 3-е место и обогнав очень сильных соперников из таких вузов как МГУ, СПБГУ и МФТИ.

XwrFF8lTLtc

Мы решили узнать подробнее об их научной жизни: от турнира до учебы на биологическом факультете. И с этой целью взяли у ребят интервью, где они поделились своими впечатлениями и взглядами.

Почему вы решили пойти на биофак?

Нурислам: Это сложный вопрос. Лично я пошел на биофак, потому что мне это интересно. Что такое жизнь, изучение процессов, связанных с жизнью — на мой взгляд, самое увлекательное, что только можно придумать.

Арсений: Ну, тоже исходя из интересов, но только попроще. Просто ничего другого не получалось, кроме биологии, вот так я в итоге на биофаке.

В каких лабораториях вы работаете? И какой научной деятельностью занимаетесь?

Нурислам: Тоже очень сложный вопрос, но я попытаюсь на него ответить. На первом курсе я ходил в лабораторию экологической микробиологии и работал, смотрел, осваивался. Интересная тема была, но меня пригласили в другой проект по регенерации спинного мозга. В данный момент занимаемся изучением определенных макромолекулярных структур. Это совместный проект Казанского Федерального Университета и Хельсинского университета Финляндии. И я уже на протяжении нескольких лет работаю в этом проекте.

Арсений: Я занимаюсь в лаборатории молекулярной биологии в Академии Наук (Институт биофизики и биохимии). По сути я и структурный биолог, и биоинформатик, то есть занимаюсь такими вещами, как молекулярная динамика, докинги. Я с первого курса был на кафедре биоинформатики у Натальи Ивановны Акберовой, там за два года  получил хорошую базу, и сейчас уже занимаюсь более фундаментальными и интересными для меня вещами.

i0l9xMrkOaY
Нурислам Шайхутдинов

Перейдем непосредственно к БиоТурниру. Как вы попали в сборную МГУ?

Арсений: На самом деле это они попали к нам.

Тогда как они попали к вам?

Нурислам: Интересная история. Я узнал о мероприятии в начале июля. Но знал на самом деле давно, где-то со второго курса, а участвовать решил именно в середине июля. И пока еще думал над участием, сбором команды.  И в первую очередь на ум пришло собрать ребят, которые участвовали в Турнире юных биологов в школе. Я их оповестил об этом. Они сказали: «Да-да-да,» —  но спустя месяц  как-то потеряли интерес: учеба, сдача экзаменов. И я решил собрать другой состав: половина ребят из турнира, половина из КГМУ. Мы с ними начали взаимодействовать, но в итоге они решили, что не в силах справиться и с учебой, и с подготовкой к турниру. Они тоже отошли от дел. Потом я вспомнил, что у меня есть друг Арсений, который тоже участвовал в Турнире юных биологов.

Арсений: Самый запасной вариант…

Нурислам: Нет, не запасной, ты так не думай. Арсений успешно влился в команду из одного человека.

Арсений: И стало нас двое.

Нурислам: Нам двоим теперь надо было думать, кто еще будет участвовать. Арсений предложил пригласить ребят из МГУ. Как оказалось, очень хорошие ребята, тоже олимпиадники. Сразу нашли общий язык и взялись за дело. Где-то в середине сентября точно решили участвовать, но оставалось крайне мало времени, и это сказалось на результатах. Не могли связаться друг с другом по Скайпу,; во «ВКонтакте» обсуждать задачи неудобно, а это самая важная часть турнира. В итоге мы их обсудили только ночью непосредственно перед участием в турнире. Собственно, это, наверное, самый критический момент в турнире.

Арсений Поздышев
Арсений Поздышев

Как проходила подготовка?

Нурислам: Каждый готовится дома. Шерстят литературу научную, притом очень много источников надо было продумать, составлять презентацию. Оптимальный вариант — когда команда из одного города, и они собираются, решают задачи, какие-то идеи подают, у нас, к сожалению, так не получилось. В силу того, что у нас была сборная команда. И даже когда я собирался за несколько дней обсудить задачи, случилось самое веселое: именно в этот момент перестал работать скайп.

Арсений: На самом деле так. У них, видимо, были какие-то проблемы с сервером.

Нурислам: И так получилось, что мы не могли подготовиться. В итоге познакомились, прогнали все презентации и темы ночью перед турниром. Мы понимали, что задачи не супер отработаны, они готовы, но самое главное нужно было, чтобы они хорошо звучали. Все уже подзабыли, как это все делается. В такого рода мероприятиях участвовали только трое из нас, а один до этого нигде не выступал. У него не было никакого опыта, но Сережа Пирогов очень достойно выступил.

Арсений: Ему в итоге сделали исключительный подарок — планшет от организаторов.

Нурислам: Мегамозг, который изучил около 40-а статей из 50-ти существующих по данной тематике. Члены жюри были впечатлены на самом деле. Человек не то, чтобы знаком с литературой, а он знает ее. И это был исключительный такой случай.

 

Какова структура БиоТурнира?

Нурислам: Его структура на самом деле уже давно известна: это командное соревнование, где участвует множество команд.  Суть в чем? Есть такое понятие, как биологический бой, в нем есть три действия: каждая команда выступает в роли докладчика, оппонента и рецензента. Команда докладчика, следовательно, докладывает решение задачи на 7-8 минут, другая команда пытается проанализировать решение, заметить плюсы и минусы. Зачастую замечают недостатки и пытаются на этой основе упрекнуть докладчика, что всё-таки что-то не доделано.  И, по идее, он должен помочь докладчику ответить на все вопросы. Такой анализ задачи и решения. А рецензент оценивает и докладчика, и оппонента.

Арсений: На самом деле, если глубже смотреть в роль оппонента, то он должен вывести жюри на то, чтобы они поняли, что, действительно, решение докладчика несостоятельно. Но сделать это нужно аккуратно.

Нурислам: Не так, чтобы было понятно, что оппонент хочет «затопить» докладчика.

Арсений: Хотя, на самом деле все к этому и сводилось.

Нурислам: Мы старались придерживаться правила, что оппонент все-таки не «человек-топилка».

Арсений: На самом деле он должен помочь раскрыть тему.

Нурислам: Но, наверное, нам тоже был минус: на студенческом уровне конкуренция выше, чем на школьном. В школе как-то помягче было. А тут надо прямо серьезно взяться за докладчика и…

Арсений: Утопить.

Нурислам: В рамках научного боя. Не всегда, конечно, так получалось. А вот рецензент должен оценить и докладчика, и оппонента, если второй не справился со своей задачей, то он берет на себя его функции. У него тоже ограниченное время. Рецензент должен сделать вывод: справились докладчик и оппонент со совей задачей или нет. Мы не могли задать ему вопросы, регламент не позволял, а он мог говорить всё, что хочет.

Арсений: Забавно было наблюдать, как рецензент намеренно начинает коверкать и извращать смысл и доклада, и оппонирования. Вспомни, ведь это так и было.

Нурислам: Да. А так, по идее, это было очень сложное мероприятие, потому что у всех был очень высокий уровень. В команде, которая заняла первое место, были очень серьезные ребята, очень хорошо подготовились. К сожалению, нам не довелось с ними посоревноваться. У них был очень высокий уровень, и было бы интересно посмотреть, как они выступали. Мы соревновались то с одной, то с другой командой.

Арсений: Вообще структура такова, что сначала два отборочных дня, день — отдых, день финала. Каждый день два вот этих боя. Мы выходили в финал абсолютными лидерами. Причем даже с каким-то отрывом. Мы этого не ожидали и не готовили задачи финального этапа.

Нурислам: И это было большое упущение, потому что задачи финального этапа мы подготовили в день отдыха. Мы смотались из Пущино в Москву, там встретились с участниками команды, сидели с ними допоздна и делали эти задачи. В итоге худо-бедно мы сделали четыре из пяти задач.  От пятой мы, конечно, отказались. Это была очень неадекватная задача по ботанике.

Арсений: Там все задания неадекватны.

Нурислам: Собственно, это и плюс, что нетривиальные решения должны быть. Но, к сожалению, мы не смогли найти адекватный ответ на эту задачу и отказались от нее. То есть, была возможность отказаться от задачи, если уж совсем не успели подготовиться к ней. Еще один важный момент — это стратегия. Надо так предугадать, чтобы противник вызвал тебя на нужную задачу.

Арсений: А сама стратегия определяется таблицей выступающих: сетка, где поочередно расставлены команды, причем команда с наивысшим рейтингом (то есть в первый день по результатам жеребьевки, а во второй — по результатам первого дня) первая выбирает позицию в этой сетке. А она представляет собой таблицу 3х3, в каждом столбце — оппонент, докладчик, рецензент. Каждый должен выполнить свою роль. И дело в том, что от определённой задачи можно было отказываться: постоянно или фактически.  Нужно было выстроить стратегию таким образом, чтобы тебя вызвали на определенную задачу, к которой ты хорошо подготовился.  И учитывать, какие задачи уже были доложены. Вот это, наверное, тоже одна  из самых трудных частей БиоТурнира. Или просто там очень сложно выделить алгоритмы. Это определяющая вещь.

Нурислам: Мы расписывали целые страницы, как будем действовать в случае этого или другого хода событий. У нас там были тонкие психологические ходы. Все ночи проходили в безумной подготовке.

Арсений: В течение пяти дней мы спали по 3-4 часа и, практически, у нас еще не было времени нормально поесть. Мы ели «ненормальную» еду.

Нурислам: Там не было времени готовить что-то нормальное, и мы питались бомж-пакетами.

Арсений: И бутербродами. Даже на чай не было времени.

Нурислам: Мы еще болели. Арсений чуть раньше выздоровел. А я посередине турнира очень сильно заболел, мне было тяжеловато не спать и болеть. А еще был забавный случай из-за нашей невнимательности. Мы ко второму дню узнали, что можем выступать только по одному разу в роли докладчика и оппонента. Рецензентом можно было выступать сколько угодно. Для нас это было открытием, когда нам дали эту бумажку с регламентом и я прочитал это. Ой-ой-ой. Было понятно, что те задачи, которые я готовил, я уже докладывать не могу.  В результате Арсению пришлось учить около шести задач. А это надо было сделать за несколько часов. Они были довольно сложными, в силу наличия в них молекулярной биологии, в которой некоторые области просто не изучены, и иммунологии. Там был какой-то специфический раздел иммунологии, который надо было изучить и проработать за несколько часов.

Арсений: Поэтому это было для меня одним из сложных этапов.  Задача была не из самых сложных, но все равно я половину из того, что нужно было сказать, забыл, потому что слишком много надо было запомнить.

Нурислам: Как оказалось, мы были довольно сильными и самыми молодыми среди участников.  Мы справились со своей задачей на отборочном этапе просто блестяще, учитывая все недостатки, которые у нас были.

Арсений: А что было в финале: просто кровь, пот и слезы.

Нурислам: Борьба за места. Команд-то в финал вышло шесть. А мест всего три. Был виден накал и напряжение, все уже напрягались из последних сил: докладчик пытался обосновать решение, даже если там есть недостатки; оппонент находит абсолютно все минусы.

Арсений: А вот что рецензент говорил!

Нурислам: Все старались выиграть. Но не все выиграли.

Арсений: Для нас даже было немного сюрпризом, что мы заняли третье место. Потому что после моего выступления, мы были обречены.

Нурислам: Сразу день не задался. Нас вызвали не на ту задачу, на которую мы надеялись. Не судьба.

Арсений: Не самую плохо подготовленную, а самую странную задачу, в которой не было однозначного решения. И вот я с ней как раз выступал, так что жюри просто не поняли моего решения, или оно оказалось слишком глупым, может быть.

Нурислам: Другие команды подходили и говорили, почему там не поставили десятку, а восьмерку или девятку. Мы просто разводили руками. Оценки нельзя было как-то изменить. Ко второму бою у нас уже опустились руки. Но, как оказалось, все было не очень-то неудачно, так как мы заняли третье место.

Арсений: На самом деле мы могли занять и первое, и второе, определенно, если бы не моя задача. Из-за которой получилась разница со вторым местом.

Нурислам: Но разница на самом деле была только в 0,2 балла. Это мы узнали, когда уже приехали в Казань, уже вышли окончательные результаты. И это ведь было из-за оценки только одного члена жюри. Если бы нам поставили на балл выше, мы бы уже были на втором месте. Конкуренция, конечно, была жесткой, но мы обогнали две команды из МГУ, одну команду Томского Политехнического университета и МФТИ. Одному команду вытащить нельзя, поэтому у нас и было преимущество: все ребята знали, что и как делать.

Что дало вам это соревнование?

Арсений: Массу разных эмоций. Это постоянно волнение.

Нурислам: И целых пять дней напряженной работы. Это мозговой штурм. И помимо этого…забыл, что хотел сказать. Арсений, скажи ты.

Арсений: Относительно чего?

Нурислам: Относительно всего.

Арсений: Кроме всего сказанного, БиоТурнир — очень крутой опыт выступлений на сцене. Нужно уметь достойно защищать свою работу и, например, выйти и качественно провести оппонирование, выявив все достоинства и недостатки в работе другого человека. В основном это, конечно, в каком-то смысле жизненно важный и необходимый опыт, мне кажется, для любого ученого в перспективе.

Нурислам: Вспомнил слово- «знание». Мы в какой-то степени начали разбираться в тех областях, в которых раньше не разбирались. Конечно, это нам вряд ли еще пригодится, но теперь мы это знаем и можем похвастаться. Как-то так. Большой плюс этого мероприятия — поиск нового.

Часто ли участвуете в подобного рода соревнованиях?

Нурислам: К сожалению, не часто. Участвовали с Арсением в 11-ом классе, были в разных командах на Всероссийском этапе Турнира юных биологов. И решили объединиться на третьем курсе. Конечно, эти мероприятия появились относительно недавно: и турнир естественных наук, и турнир трех наук, биотурнир. И планируем участвовать в дальнейшем, но в этом году уже, наверное, больше не получится. Просто невозможно так целый год кататься по разным городам. Может, кто-то и может себе такое позволить, но мы, к сожалению, нет. У нас же еще и учеба, и прочее. Что-то приходится отрабатывать, но в основном преподаватели очень понимающе к этому относятся и даже идут навстречу. Не так все сложно. Если на месяц уезжать, то это, конечно, другое. А так, по идее, справились.

Какие планы на будущее? Именно в научной деятельности.

Арсений: Надо сначала закончить все это дело: магистратура, аспирантура, потом как пойдет. Всё очень просто на самом деле. Не имеет смысла заниматься наукой, если не планируешь ни аспирантуру, ни магистратуру, потому что пробиться куда-то будет сложно. Никому не нужен будешь без кандидатской степени.

Нурислам: Да, надо работать, конечно, иначе не будет никаких достижений и бонусов. Надо работать, работать и еще раз работать. Это единственный рецепт, который можно применить.

Арсений: Самый простой способ добиться успеха — просто работать. Есть другие способы, но мы их не рассматриваем. Мы не гении и во многих вещах даже не таланты. Нам остается только пахать. Как раз БиоТурнир это и показал: побеждает тот, кто пашет.

Нурислам: Пока остальные спали, мы работали.

Арсений: Может быть, мы бы тоже спали, подготовившись пораньше.

Нурислам: Уверен, если бы мы готовились заранее, то результат мог бы оказаться лучше. Но не сложилось.

Какие советы хотели бы дать младшим курсам?

Нурислам: Сразу же хвататься за всё: за научно-исследовательскую деятельность, за учебу. Не думать, что университет — это только учеба. Надо сидеть в интернете, читать статьи, искать руководителя в нашем университете, перспективы, конкурсы, получать гранты. Не сидеть на месте, в особенности к первому курсу обращаюсь сейчас. Хотите чего-то добиться — работайте.

Арсений: Надо хорошо понимать, чего ты хочешь, какую цель ты себе ставишь, когда приходишь на естественно-научный факультет.

Нурислам: Да, главное знать, чего ты хочешь от жизни, от биологии. Если не поставить цель, можно так и проучиться до четвертого-пятого курса и ничего не получить.

Арсений: И выйти как бы никем и ничем.

Нурислам: Поэтому сразу же надо хвататься и искать руководителя, потому что никто не подойдет и не скажет: «Вася Петров, давай-ка, поучаствуй». Нет, люди должны сами искать себе наставника, который поддержит и будет стоять за твоей спиной

Арсений: Очень маловероятно, что он придет к тебе сам и скажет: «Ты пойдешь ко мне в лабораторию, мы такими интересными вещами занимаемся, и ты тоже будешь с нами работать, потому что ты очень умный». Такого не будет. Нужно везде самому лезть. Например, в лабораторию биоинформатики я пришел сам. У нас был предмет «Введение в специализацию», и там как раз рассказывали про биоинформатику и чем там занимаются. Я пришел, постучался и всё. Единственное, с Академией Наук повезло. Видимо, я понравился преподавателю по физике, и он пригласил меня.

Нурислам: Самое главное — не сидеть на месте.

Арсений: И не сидеть во «Вконтакте».

Нурислам: На самом деле нужно уметь пользоваться им. Это очень полезная вещь. О проведении БиоТурнира и подаче заявок я узнал именно оттуда. Но узнал-то я о нем от Арсения два года назад, но мне было лень участвовать.  Самая страшная вещь — это лень. Главное — бороться с ней. Залог успеха простой.

Арсений: И про учебу не стоит забывать. Потому что вылететь из-за физкультуры проще простого.

Нурислам: Надо учиться на пятерки, потому что с ними намного легче.

Так и получается, что для достижения результата просто надо работать и не сидеть на месте.

 

Интервью: Розалина Галимуллина

Оставьте комментарий